Словарь строительных терминов

BIM (англ. Building Information Model, рус. информационная модель здания) - информационная модель зданий и сооружений, выполненная в 3D. Особенность информационной модели заключается в том, что строительный объект проектируется фактически как единое целое: изменение какого-либо из его параметров влечёт за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

CRM (англ. Client Relationship Management, рус. система управления взаимоотношениями с клиентами) - это система, позволяющая организовать и автоматизировать работу по продажам и маркетингу в компании. 

ERP (англ. Enterprise Resource Planning, рус. планирование ресурсов предприятия) - это система, позволяющая настроить управление ресурсами предприятия: финансовыми, трудовыми, товарно-материальными, временными. ERP системы организуют работу по управлению текущей хозяйственной деятельностью предприятий.

Аналитика - исследование определенного объема данных с последующей выдачей в виде отчета.

Баланс управленческий - один из 3 основных финансовых отчетов, позволяющих понимать текущее финансовое состояние предприятия с точки зрения сравнения активов (положительное значение) и пассивов (отрицательное значение). 

БДДС - Бюджет Движения Денежных Средств, второй из 3 основных финансовых отчетов, позволяющий отследить какое количество денежных средств запланировано к получению и к расходованию в ближайшее время. 

Воронка продаж - это аналитический инструмент, который позволяет понять, как потенциальный клиент приходит к решению о покупке товаров или услуг, какими мотивами он руководствуется, совершая эту покупку.

Генподрядчик - это строительная компания, которая отвечает перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ по возведению объекта недвижимости. В отличие от субподрядчика, генподрядчик должен создать и передать заказчику весь объект в целом, а не выполнить отдельные работы.

График производства работ - документ, который определяет порядок, сроки и продолжительность производства строительных работ на объекте и прилегающей к нему территории.

Давальческое сырье - схема работы, при которой товарно-материальные ценности попадают к подрядчику или генподрядчику непосредственно от Заказчика, а не напрямую от поставщика. С помощью полученных ТМЦ подрядчик производит работы и предъявляет их Заказчику в виде конечного результата работ.

Дебиторская задолженность (дебиторка) - это деньги, которые другие компании должны вашей организации.

Диаграмма Ганта - иллюстрация плана, графика работ по проекту, которая нужна для удобного восприятия планов проектов.

Договор подряда (строительный контракт) - это документ, в котором сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу с использованием своих либо давальческих материалов.

Долевое участие в строительстве - схема работы, при которой с покупателем жилья заключаются договора долевого участия в строительстве с целью продажи Застройщиком объекта недвижимости в строящемся здании жилого назначения и приобретения его покупателем за определенную цену и на определенных условиях расчета. Застройщик при этом должен передать объект покупателю в определенный срок. Схема была изменена в 2019 году, в результате чего большинство застройщиков имеют право привлекать денежные средства покупателей только на эскроу-счета, хотя ранее можно было привлекать денежные средства на обычные расчетные счета.

Заказ-наряд - заказ на выполнение работ или оказание услуг. Как правило, наряд-заказ сочетает элементы собственно договорных обязательств, технического задания и расчета стоимости.

Застройщик - строительная организация, осуществляющая организацию покупки земельного участка, проектирования и строительства на нем объекта недвижимости и продажи объектов недвижимости в строящемся либо в построенном здании.

Заказчик - строительная организация или частное лицо, отличающееся от застройщика тем, что как правило отвечает только за покупку земельного участка и нанимает застройщика для организации проектирования, строительства и продаж.

Заказчик технический - строительная организация, осуществляющая строительный надзор за ходом производства работ и контролирующая соответствие производимых на объекте работ - проекту.

Инертные материалы - сыпучие материалы, прежде всего, песок, гранитный щебень и керамзит, а также производные от них (бетон, раствор для кирпичной кладки).

Кредиторская задолженность - это сумма денежных средств, которую должна ваша организация своим контрагентам за выполненные работы, поставленные материалы и оказанные услуги.

КС-2 - это акт о приемке выполненных работ. Применяется для приемки конкретных выполненных подрядных строительно-монтажных работ у подрядчика. Содержит выполненные объемы работ и их стоимость. Приложением к КС-2 идет ресурсная ведомость, которая показывает какие материалы были использованы для производства работ.

КС-3 - справка о стоимости выполненных работ и затрат, которая применяется для промежуточного мониторинга расчетов с подрядчиком за выполненные работы.

КС-6 - справка о стоимости выполненных работ и затрат, которая применяется для итоговой фиксации расчетов с подрядчиком за выполненные работы.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм (норм) расходов чего-либо, продаж чего либо и т.д.

Лог - история изменений какой либо цифровой сущности.

МОП - Места общего пользования - это подъезды, придомовая территория, которая используется всеми жителями многоквартирного дома, и является общей собственностью.

Материалист (кладовщик) - это специалист, который при схеме работы с давальческим сырьем отвечает за приемку материала от поставщика и передачу материала подрядчику.

Номенклатура - это совокупность названий товарно-материальных ценностей и услуг (реже работ).

Операционист - это специалист, осуществляющий проведение платежей и учет этих платежей в специализированной информационной системе по управленческому учёту. Операционист не является бухгалтером! Задача бухгалтера - ведение бухгалтерского учета и отчетность перед налоговой инспекцией.

Оприходовать - записать что-либо в приход в бухгалтерских документах.

ОПиУ - отчет о прибылях и убытках - третий из 3-х финансовых отчетов, который позволяет сравнивать план-факт по основным показателям хозяйственной деятельности предприятия. Этот отчет позволяет определять выручку, операционную прибыль и чистую прибыль предприятия, а также многие другие показатели. По сути является основным отчетом для любой организации.

План снабжения (лимитно-заборная ведомость) - это перечень объемов строительных материалов, который формируется при начале строительства и в который вносятся небольшие корректировки по ходу работ, как правило в связи с изменениями в проекте. В плане снабжения установлены предельные количественные значения по каждому виду ТМЦ и заказывать материал в количестве свыше этих значений нельзя. План снабжения является производным документом от сметы.

Подрядчик - строительная организация, которая занимается строительно-монтажными работами различной специализации.

Поставщик - строительная организация, которая занимается поставкой ТМЦ (материалов) на строительные объекты.

Проект - это документ, в котором есть соответствующие разделы по каждому виду работ, которые необходимо выполнить, чтобы построить здание. Проект содержит следующие разделы (основные): пояснительная записка, АР - архитектурные решения (в том числе планировки и фасад), КР (КЖ) - конструкторские решения, ОВ - отопление, вентиляция, ВиК - водопровод и канализация, ЭО - электромонтажные работы, ППР - проект производства работ, и многие другие. По итогу выполнения проекта составляется смета.

Проектное финансирование - это кредитование банком застройщика с целью строительства объекта недвижимости, при котором кредит обеспечивается наличием денежных средств на эскроу счетах застройщика.

ПТО - Производственно технический отдел, осуществляет техническое обеспечение, производственное планирование объемов работ и ТМЦ, работу с исполнительной документацией и оперативное управление производственной деятельностью предприятия. Сотрудники ПТО - инженеры.

Прораб - сотрудник строительной организации, который отвечает за выполнение работ, на определенном участке на подведомственном ему объекте. Прораб отвечает за количество материала, которое израсходовано в течение дня, инициирует заказы ТМЦ и спецтехники для производства работ, следит за выполнением объема работы в течение дня и фиксирует его, следит за техникой безопасности на объекте.

Ресурсная ведомость - документ, в котором учитываются все ТМЦ, использованные при производстве конкретных строительно-монтажных работ. Является приложением к акту выполненных работ и к смете.

Сертификат качества - документ, удостоверяющий соответствие материала требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Системный администратор - сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы компьютерной техники, сети и программного обеспечения. Зачастую системному администратору вменяется обеспечение информационной безопасности в организации.

Склад - это реальное либо виртуальное хранилище ТМЦ, которое позволяет руководителю отдела либо предприятия понимать, какими ресурсами ТМЦ он располагает в настоящий момент времени.

Смета - расчет предстоящих расходов на осуществление строительства, включающий объемы и стоимости работ, услуг и материалов. Из сметы формируется планируемая стоимость здания.

Списание материала - действие, которое выполняет бухгалтер Застройщика или генподрядчика, подтверждающее, что подрядчик или субподрядчик действительно использовал данный материал (ТМЦ) при производстве конкретной работы.

Строительная организация - это все виды организаций, связанные с видом деятельности строительство.
Виды строительных организаций:

  • Заказчик
  • Застройщик
  • Технический заказчик
  • Генподрядчик
  • Подрядчик/субподрядчик

Субподрядчик - подрядная организация, привлекаемая генеральным подрядчиком либо подрядчиком для выполнения некоторой части от общего объема работ.

Счет-фактура - бухгалтерский итоговый документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость.

ТМЦ - Товарно материальные ценности - это материалы, которые поставляются на строительный объект и используются при производстве конкретного вида строительно-монтажных работ.

ТТН - Товарно-транспортная накладная - промежуточный документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость в момент передачи. Не является итоговым бухгалтерским документом, подтверждающим факт отгрузки в бухучете.

Тендер - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в тендерной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Учет - это ежедневная система фиксации движения ТМЦ, денежных средств, выработки и прочих единиц учета, самостоятельно определяемых каждой строительной организацией. Виды учета:

  • Управленческий учет - фактическая фиксация движения ТМЦ и денежных средств, которая определяет реальный финансовый результат предприятия, его выручку и операционную прибыль в момент времени.
  • Бухгалтерский учет - фиксация движения ТМЦ и денежных средств на основе первичной бухгалтерской документации (как правило счетов-фактур и исполненных платежных поручений). Отличается от управленческого учета тем, что многие проводки движения ТМЦ и денежных средств имеют конкретное назначение в управленческом учете, но в бухучете могут иметь “приломленное” значение в связи с “особенностями законодательства”.
  • Налоговый учет - фиксация движения ТМЦ и денежных средств на основе бухгалтерского учета, имеющая конечной целью только отчетность в налоговый орган.
  • Учет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) - учет, объединяющий в себе управленческий, бухгалтерский и налоговый учеты. Является обязательным для организаций, акции которых торгуются на бирже. Сочетание 3-х учетов в рамках одного повышает прозрачность компании для инвесторов, которые покупают акции этой компании, в случае успешного ведения ею финансово-хозяйственной деятельности.

Эскроу счета - счета застройщика, на которые поступают денежные средства от покупателей объектов недвижимости. Особенность эскроу счетов состоит в том, что использовать денежные средства, поступившие на них от покупателей можно только после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. При этом строительство объекта недвижимости застройщик может осуществлять либо на свои оборотные средства либо на средства, полученные от банка в рамках проектного финансирования.